Неисправности манометров: основные виды и причины
Манометры измеряют давление в технологических системах и обеспечивают визуальную индикацию собранных данных, что позволяет диспетчерам легко определять, насколько корректно функционирует то или иное оборудование. Однако неточная работа устройства способна привести к искажению данных, что влечет порчу продукта из-за чрезмерно повышенного или пониженного давления в системе. Это можно предотвратить, если знать основные неисправности манометров и своевременно проводить их диагностику.
Особенности манометров
Манометр — прибор, который используется для контроля и измерения давления в различных средах. Он предназначен для работы с воздушными и газовыми смесями, способен измерять давление пара, жидкостей. Состоит из корпуса со шкалой, а также мерного механизма, который работает с помощью жидкостной колонны, пружины, мембраны или других компонентов.
Работа манометра основана на способности любых физических тел изменять форму во время перепада давления. Под воздействием напора среды мембрана или пружина сжимаются до определенного предела. Получившееся отклонение фиксируется и передается на устройство, которое меняет положение стрелки на циферблате.
В зависимости от предполагаемых рабочих условий выделяют следующие виды манометров:
- образцовые. Используются для поверки измерительных устройств, работают с минимальной погрешностью;
- электроконтактные. Контролируют и отслеживают критическую нагрузку на систему — в случае достижения опасных значений устройство сбросит давление через специальный клапан. Они рассчитаны на работу со встроенными механизмами;
- общетехнические. Рассчитаны на работу с незамерзающими средами, имеют хорошую устойчивость к вибрациям. Манометры могут функционировать на транспорте и в отопительных системах;
- самопишущие. Используются для визуального наблюдения за системой, фиксируют изменения давления и отражают их в виде диаграммы. Устройства подходят для предприятий в сфере пищевой промышленности и теплоэлектростанций;
- железнодорожные. Предназначены для систем, которые обслуживают рельсовый транспорт. Устойчивы к вибрации и механическим контактам. Данные не искажаются даже под внешним воздействием;
- судовые. Используются для работы с жидкостью и газом. Отличаются защитным корпусом, который предотвращает воздействие атмосферных осадков. Подходят для установки на судах, уличных газовых распределителях.
Манометры также принято разделять на следующие группы: электроконтактные (автоматически контролируют и регулируют давление), жидкостные (измеряют давление в столбе жидкости), пружинные (имеют простую конструкцию и способны выполнять измерение до 4000 бар), дифференциальные (функционируют по принципу деформации внутренних блоков) и мембранные (чувствительным элементом является мембрана, работают по принципу пневматической компенсации).
Классы точности
Класс точности — показатель, который демонстрирует допустимую погрешность в замерах манометра. Выделяется три категории:
- с высокой погрешностью. Класс точности 4,0. Устройства подходят для обустройства автомобильных сервисных центров (подкачка колес, измерение давление в компрессоре);
- со стандартной погрешностью. Диапазон 1,0-2,5. Классические приборы, которые демонстрируют хорошую точность и могут применяться в любых сферах;
- высокоточные агрегаты. Это образцовые модели, которые во время работы демонстрируют погрешность около 0,05.
Подробнее о классах точности устройств, действующих ГОСТах и том, как подобрать прибор с учетом специфики эксплуатации, рассказывали в прошлом материале.
Причины поломок манометров
Существуют основные причины, почему манометр не показывает давление и вышел из строя, на которые нужно обращать внимание для решения проблемы.
Повышенное давление в системе
Причину неисправности манометров можно определить по стрелке устройства. Если она приближается к максимальным значениям на шкале во время работы, значит, установленный прибор не подходит для данной системы и не способен корректно считывать данные. Это может привести к отказу агрегата.
Чтобы не допустить поломки, нужно подбирать манометр, рассчитанный на диапазон давления, который превышает рабочие показатели системы в несколько раз. Это позволит установить перед устройством перепускной клапан, стравливающий излишки рабочей среды в другой контур.
Нестабильное давление
При скачках давления в системе стрелка устройства может сломаться или погнуться при ударе об ограничитель. Это также способно спровоцировать деформацию трубчатого механизма и отказ манометра.
Решить проблему позволит пересборка системы с учетом соблюдения рекомендуемой нагрузки, а также монтаж манометра с увеличенным диапазоном давления.
Вибрации
Если устройство во время работы будет регулярно подвергаться механической вибрации, это может разрушить его компоненты. Дисбаланс происходит при неверно настроенном насосе или поршневом компрессоре, некорректном монтаже манометра. Из-за вибрации циферблат может отражать неправильное давление в системе, что способно спровоцировать более серьезные поломки.
Пульсация
При частой смене направления движения технологической среды в системе изнашивается движущийся компонент манометра. Это проявляется в колеблющейся стрелке устройства. В результате такой поломки прибор не в состоянии корректно измерить давление в системе и требует ремонта.
Чтобы не допустить этого, необходимо изменить конструкцию системы и переместить манометр в другое место, где циклическое движение среды создает минимальную пульсацию. Если это сделать невозможно, воздействие можно снизить, установив устройство с жидкостным наполнением.
Перегрев устройства
Манометр, который неправильно установлен или смонтирован около горячих участков, быстро выходит из строя. При перегреве у него обесцвечивается циферблат, а корпус наполняется водой. Внешнее воздействие также сказывается на точности измерения.
Если предполагается, что устройство будет функционировать в экстремальных условиях, нужно выбирать приборы, которые имеют более широкий рабочий температурный диапазон. Это могут быть устройства с мембранным уплотнителем или охлаждающим элементом.
Виды поломок манометров
- Погрешность устройства выше класса точности. Проблема заключается в смещении стрелки во время монтажа устройства, задирах или дефекте передаточного механизма. Она устраняется путем калибровки прибора (установка стрелки на нулевую ось), а также промывкой или заменой подшипниковых гнезд.
- Показания считываются скачкообразно. Происходит в результате износа сектора или трибки, образования на механизме коррозии. Ремонт заключается в замене компонентов, чистке прибора.
- При спуске давления стрелка манометра не опускается на ноль. Это следствие образования задиров в передаточном механизме, перекосе оси стрелки или слабого натяга пружины. Поломка решается заменой узлов, где есть следы деформации. Перекос стрелки устраняется механическим способом. Натяг пружины корректируется специальным устройством. Возможна замена на новую.
- Измерительная стрелка задевает циферблат, что искажает показания. Проблема в ее изгибе или неправильной посадке, а также в выходе из строя трубчатой пружины. Стрелка выравнивается механически при разборе устройства. Пружина меняется на новую.
- Превышается допустимое количество показаний. Это происходит из-за коррозии зубьев трибки, сектора осей. Устраняется поломка путем разбора и промывки устройства.
Профессиональное обслуживание
Для беспроблемной эксплуатации манометра нужно соблюдать требования производителей по его монтажу и эксплуатации, своевременно проводить поверку манометра. Компания «МетроСервис» оказывает метрологические услуги с 2004 года и готова провести техническое обслуживание устройства. Для этого оставьте заявку по номеру +7 (495) 105-93-10, с помощью почты mail@metroservis.ru или специальной формы на сайте.
Задайте ваш вопрос или кратко опишите ситуацию, мы очень быстро свяжемся с вами.